План работы педагога-психолога на 2016– 2017 учебный год.
Цели деятельности:
Психологическое сопровождение; создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию обучающихся в школьной среде.
Основные задачи деятельности:
- Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся;
- Развитие и коррекция познавательной, эмоциональной, личностной сфер обучающихся;
- Информационное обеспечение процесса психологического сопровождения через психодиагностику, ПМПК;
- Осуществление психологического просвещения родителей по вопросам воспитания, развития и обучения обучающихся;
- Консультирование педагогов по вопросам межличностного взаимодействия в классном коллективе.
1. Диагностическая работа.
№ |
Наименование дел |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Диагностическое обследование учащихся 1-х классов по определению уровня адаптации к школе |
октябрь
|
Психолог ученики 1 кл |
2 |
Диагностика уровня развития внимания, памяти, логических операций учащихся 1-х классов |
Сентябрь-октябрь |
Психолог ученики 1кл |
3 |
Диагностика межличностных отношений учащихся. Методики "Социометрические измерения". |
2 полугодие |
Психолог ученики 2 – 3кл. |
4 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся |
Сентябрь-октябрь |
Психолог ученики 1 кл |
5 |
Определение уровня готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено. |
Май |
Психолог ученики 4 кл. |
2. Коррекционно-развивающая работа.
№ |
Наименование дел |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Групповые занятия по коррекции познавательной деятельности с учащимися 1кл., |
Ноябрь-апрель |
Психолог Уч-ся 1кл |
2 |
Групповые занятия по адаптации школьников к переходу в среднее звено |
2 – 3 четверть |
Психолог Уч-ся 4 кл |
3 |
Коррекционные занятия по преодолению у учащихся трудностей общения; |
В течение года |
Психолог Уч-ся 2, 4 кл. |
4 |
Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся |
В течение года |
Психолог Ученики |
5 |
Групповые занятия по адаптации уч-ся 1-ых классов к школе |
Сентябрь-ноябрь |
Психолог Уч-ся 1 кл |
3. Психопрофилактическая работа.
№ |
Наименование дел |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Оказание помощи учителям в плане психопрофилактики поведения учащихся /по запросам/ |
В течение года |
Психолог
|
2 |
Участие в работе психолого-педагогического консилиума. Оказание помощи педагогам в подготовке вопросов на ПМПК. |
В течение года |
Психолог
|
4. Психологическое консультирование.
№ |
Наименование дел |
Сроки |
Ответственные |
|
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: |
|
|
1 |
Ознакомление членов пед. коллектива и администрации школы с проведённой психологической работой. Выступления на МО. |
В течение года |
Чл. пед. кол-ва
|
3 |
Индивидуальные консультации учителей школы по психолого-педагогическим проблемам |
В течение года |
Психолог Педагоги |
4 |
Проведение семинара для учителей, работающих с учащимися 1-х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка учащихся дезадаптантов». |
Ноябрь |
Психолог Педагоги |
5 |
Психологический семинар для учителей начальных классов «О готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено». |
Апрель |
Психолог |
|
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: |
|
|
1 |
Индивидуальные беседы и встречи с родителями дезадаптивных учащихся |
Ноябрь |
Психолог Родители |
2 |
Индивидуальные консультации по запросу классных руководителей и родителей |
В течение года |
Психолог Родители |
3 |
Выступление на классных родительских собраниях по запросам классных руководителей |
В течение года |
Психолог Родители |
4 |
Тематическое выступление перед родителями учащихся 4-ых классов "Ваш ребёнок перешёл в пятый класс" |
Май |
Психолог Родители |
5 |
Выступление на родительских собраниях в будущих 1-х классах «Помощь детям при адаптации к школе». |
Апрель |
Психолог Родители |
6 |
Консультирование родителей по проблеме готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено (группа риска). |
Май |
Психолог |
5. Экспертная и организационно-методическая работа
№ |
Наименование дел |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Участие в семинарах педагогов-психологов |
В течение года |
Психолог
|
2 |
Повышение профессионального уровня: работа с методической и научно-популярной литературой в библиотеке |
В течение года |
Психолог
|
3 |
Оформление документации по итогам работы. |
Ежедневно |
Психолог
|
4 |
Подведение итогов работы, написание отчётов |
В течение года |
Психолог |
5 |
Оказание помощи педагогам по интересующим их вопросам обучения и воспитания. |
В течение года |
Психолог
|
РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ
Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме ОГЭ, что на данный момент является нововведением для Российской системы образования и потому вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей.
Более того, ОГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.
В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор.
Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ОГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ОГЭ. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей ОГЭ.
Как отмечалось выше, ОГЭ является одновременно выпускным и вступительным. Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий может привести к снижению реального результата на экзамене. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Сама процедура ОГЭ может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.
Отличие ОГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в ОГЭ.
(памятка для родителей)
Почему они так волнуются?
•Сомнение в полноте и прочности знаний
•Стресс незнакомой ситуации
•Стресс ответственности перед родителями и школой
•Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания
•Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе
Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки
и сдачи ОГЭ?
•Владением информации о процессе проведения экзамена
•Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы
•Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
•Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Педагог-психолог В.В. Рубанова
План психологической подготовки к ОГЭ выпускников в 2016-2017 уч. г.
№ п/п |
Проводимая работа |
Срок реализации |
1. |
Индивидуальные консультации для обучающихся, их родителей. |
В течение года |
2. |
Психологическая готовность к ОГЭ. Индивидуальные консультации для педагогов. |
В течение года |
3. |
Индивидуальные и групповые занятия психолога «Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учетом индивидуальных особенностей. |
Сентябрь |
4. |
Анкетирование обучающихся после диагностических работ в формате ОГЭ. |
Октябрь |
5. |
Психологическая готовность к ОГЭ. Разбор ситуаций с обучающимися. |
В течение года |
6. |
Подготовка памяток «Готовимся к ОГЭ». |
Январь |
7. |
Индивидуальная работа с обучающимися. |
В течение года |
8. |
Выступление на классном родительском собрании «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены. |
Февраль |
9. |
Классные часы для обучающихся 9 класса: «Готов ли я к экзаменам», «Экзамен без стресса». |
По плану классного руководителя |
10. |
Оформление информационного стенда «Не волнуйтесь, у вас экзамен!» |
Апрель |
11. |
Анализ психологических проблем, возникших при подготовке и проведении ОГЭ. |
Июнь |
Педагог-психолог В.В. Рубанова
Слово к выпускникам о подготовке к экзамену.
«Ловушка занятости» – когда смешиваются понятия
«быть занятым» и «заниматься делом».
Пока есть возможность выбора, у вас есть шанс добиться успеха.
Как перестать беспокоиться и расправиться с ОГЭ.
Давайте исходить из того, что есть такие случаи в жизни, которых никак не избежать, с каким бы эмоциональным напряжением и страхом они не были сопряжены. Экзамены – один из тех, от которого никуда не деться.
Вам кажется, что тут совсем нет никакого выбора.
Напрасно. Он есть: вам решать, на что потратить все свои силы и
эмоции.
Непонятно, в чем же выбор?
Вот смотрите:
- можно целыми днями бояться, переживать, ныть и всем жаловаться (поводов достаточно);
- можно постараться взвесить все, что именно вас пугает и расстраивает, а потом искать пути выхода, чтобы этого не произошло;
- можно вообще думать не о плохом, а о том, что же необходимо сделать во-первых, во-вторых, в-третьих, и какие есть варианты, чтобы выйти победителем;
- можно не раздумывая скорее бросаться действовать в разных направлениях, как лебедь, рак и щука в одном лице;
- можно называть и чувствовать себя «неспособным», «неудачником», «слабым и больным» (если вы считаете, что вас это украшает и делает лучше);
- можно зарыться головой в песок, забыться и уснуть, «не быть», короче;
- можно взывать о помощи и ждать, что кто-то за вас все сделает;
- а можно верить в себя и свои силы и делать все возможное (у всех силы разные, но вам же не обязательно сравнивать себя с академиком Ландау, и даже с Ленкой Ивановой тоже сравнивать себя не надо);
- можно планировать, собираться, обещать и грозиться сдвинуть горы, но полениться даже повторить пройденный урок;
- а можно тихо и спокойно, но упорно и постоянно таскать по одному камешку и выбраться из замка Иф, или построить из них что-нибудь.
Итак, видите, сколько, оказывается, у вас выборов. Мало? Хорошо, допишите еще все возможные варианты. Я для них место оставила:
!– А можно совсем не готовиться к экзамену и наплевать на все?
– Можно. Но тогда дальше ваш выбор будет не велик.
– А можно совсем ничего не выбирать?
– Тоже можно, тогда делайте все так, как вам советуем мы - ваши учителя и родители. Но тогда – стараться и не пищать!
Хотите сами? Пожалуйста! Я на это и рассчитывала.
Итак, из списка выше выбирайте самый, на ваш взгляд, правильный и подходящий вам путь.
Теперь вы его выбрали сами. Те, которые зарылись головой в песок и решили, что интереснее всего бояться и считать себя неудачником или надеяться на чудо, остались в предыдущем абзаце. Вместе с вами те, кто решил бесстрашно идти вперед и таскать камни, двигаемся дальше. Но предупреждаю, что и дальше все время придется выбирать.
Педагог-психолог _________ В.В. Рубанова