Туристическая тропа, посвященная 70 -летию Великой победы
ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИКО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
МБОУ «Болдыревская ООШ»
Обоснование программы
Потеря уровня нравственности, краеведческая и историческая безграмотность, отстранение многих родителей от участия в школьной жизни ребёнка, участившиеся теракты – это лишь некоторые негативные черты современного Российского общества. Школа является основной инстанцией современной действительности способной нести в общество воспитательный заряд против перечисленных пороков. В последнее время интерес к истории родного края усилился
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа своего краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Краеведческий музей Болдыревской основной общеобразовательной школы имеет большую историю, со сложившимися традициями.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.
В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района .
Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
Историко-краеведческий музей школы является центром воспитательной деятельности по историко-краеведческому воспитанию. Школьный музей это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является хранителем и продолжателем лучших традиций школы в историко-краеведческом направлении. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села. Учащиеся стремятся к сохранению исторического наследия, желанию видеть свою «малую Родину» богатой и неповторимой. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.
Целевые установки
В школе создано особое пространство, где учителя реализуют образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии. Программа деятельности историко-краеведческого музея реализуется в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решает задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки:
- формирование духовных потребностей ребенка;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- воспитание человека гуманитарной культуры;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
- создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
- развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
Музейно-образовательная программа в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:
- актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса;
- непрерывное образование культурой (1 – 9 кл.);
- освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
- реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
- интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
- использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).
Школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, которые позволяют выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:
- Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
- Методическая работа с педагогическим коллективом;
- Координаторская работа с общественными организациями;
- Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педколлектив и учащихся в едином деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Музей также координирует связь с общественными организациями района или другого уровня, организуя участие детей в различных конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.
Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.
Наименование музея: «История села»
Профиль музея: «История объекта»
Наименование образовательного учреждения, в котором действует музей:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Болдыревская основная общеобразовательная школа»
Почтовый адрес: 346598 Ростовская область, Родионово-несветайский район, хутор Болдыревка, улица Школьная 1.
Телефон: 25-3-68
Дата открытия музея: 1975 год
Руководитель музея: Галицкая Валентина Николаевна.
Деятельность музея
Поисково-исследовательская:
1. -участие в конкурсах, проектах;
2. - поиск новых экспонатов и исторических фактов;
3. - переписка с интересными людьми;
4. - работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
1. - встречи со знаменитыми и интересными людьми села;
2. - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
3. - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
4. - ведение летописи школы и села.
Экскурсионная:
- - подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы
- - проведение экскурсий в музее;
Реставрационно-оформительская:
1. - оформление стендов и витрин;
2. - уход за экспонатами и их реставрация;
3. - ведение документации музея;
4. - открытие новых экспозиций.
Разработано Положение о школьном историко-краеведческом музее, а также должностная инструкция руководителя школьного музея, утвержденные директором школы. Для экскурсоводов были разработаны тексты экскурсий по разным экспозициям. Для учащихся, посещающих музей, разработана инструкция по правилам безопасности для учащихся в помещении музея.
Ожидаемые результаты программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем гражданине России:
- Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации;
- Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично;
- Чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой, досуговой сферах жизни;
- Способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является социокультурным центром. Из числа учащихся и учителей школы выбирается Совет музея, члены которого собираются не реже одного раза в четверть и выполняют запланированную работу.
В школе выделено помещения для историко-краеведческого музея, на информационном стенде школы всегда можно разместить информацию о работе школьного музея.
Школьный музей может сотрудничать также с библиотекой села. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в областных и других мероприятиях историко-краеведческой направленности, конференциях, смотрах, экскурсиях. При планировании работы музея учитываются положения о смотрах и конференциях, акциях, тематических недель и месячников как школьного, так и районного и областного уровней.
Особенности методики
В основе программы лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Тематическое планирование экскурсий, уроков, бесед разрабатываются музейным руководителем, руководителем краеведческого кружка совместно с Советом музея в соответствии с содержанием фонда музея. (В нашей школе основной и научно-вспомогательный фонд включает в себя около предметов, на временном хранении за шесть лет побывало около предметов). В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности. Психолого-педагогические требования к программе, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка.
Участники программы:
Вся воспитательная работа по историческому краеведению строится с учетом возрастного критерия.
Так, в 1-5 классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных тем, через встречи, экскурсии, а так же посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи, своего дома.
В 6-7 классах используется активное восприятие и участие в историко-краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают экологические проблемы нашего района через экскурсии в музей, выполняют разовые поисковые задания.
Учащиеся 8-9 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение длительного времени.
Обеспечение программы
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Комната-музей
2. Руководитель историко-краеведческой работы, руководитель музея
3. Компьютерный класс и выход в Интернет.
4. Копировальное оборудование.
5. Ученический орган самоуправления.
6. Совет музея.
Однако для полной реализации программы школа не имеет средств для реставрации комнаты – музея, его расширения, для поощрения работы наиболее активных членов Совета музея, для проведения выездных экскурсий в другие районы, г. Ростов- на -Дону.
Позиция ученика в музейно-образовательных программах:
- позиция созидания;
- не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
- личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
- бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
- от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
Позиция учителя (руководителя музея, классного руководителя) в программе:
- создает условия для познавательной деятельности ребенка;
- организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе, работе факультативов и кружков;
- содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
- высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях.
Работа в музее должна войти в практику современной школы, стать инновационной структурой внутренней среды школы. Деятельность учителей в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия села, района, школы, и других государственных и общественных музеев.
Мероприятия по реализации программы
№№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Укрепление материально-технической базы школьного музея |
|||
1 |
Пополнение фонда музея |
Постоянно |
Руководитель музея |
2 |
Реставрация музейной комнаты |
|
Администрация, руководитель музея |
3 |
Расширение экспозиции
|
Постоянно |
Администрация, руководитель музея |
|
|||
Внеклассные мероприятия |
|||
1 |
Организация экскурсий в школьный музей |
ежегодно |
Совет музея |
2 |
Выпуск информационных листков о работе музея |
По мере необходимости |
Совет музея |
3 |
Организация экскурсий в областной краеведческий музей для членов совета музея, по классам. |
Ежегодно |
Руководитель музея. Классные руководители |
4 |
Поисковая работа историко-краеведческого направления |
Постоянно |
Совет музея |
5 |
Просветительская и пропагандистская работа с населением по патриотическому воспитанию |
Постоянно |
Совет музея |
6 |
Организация встреч с ветеранами труда, со старожилами села |
Ежегодно |
Совет музея |
Темы экскурсий
- Наши земляки.
- Наша биография (биография села).
- Вечная слава героям односельчанам.
- Обзорная экскурсия.
- Уголок, посвященный Литвинову А.И.
- Вечная память Атрохову А.А.
Характеристика технического состояния музея.
Под помещение музея отведена одна комната. Музей находится на первом этаже здания школы.
Общая площадь 15м кВ.
Материальное обеспечение музея.
Столы, стеллажи, фотоаппарат
Документация школьного музея: программа деятельности школьного музея, паспорт музея, тетрадь « Отзывы и предложения», положение о статусе школьного музея
Общий фонд музея составляет 150 наименований экспонатов. Из них более ценные: прялка, старинные полотенца, печка-буржуйка, картины Литвинова А.И.
Учетная карточка школьного музея
Наименование |
« История села» |
Профиль музея |
«История объекта» |
Образовательное учреждение |
МБОУ « Болдыревская ООШ» |
Субъект российской федерации |
Ростовская область |
Адрес |
Родионово-Несветайский район, х.Болдыревка , ул. Школьная 1 |
Телефон |
8 (863) 4025368 |
Сайт музея |
|
Музейный педагог (Ф.И.О.) |
Галицкая Валентина Николаевна |
Дата открытия музея |
1975г. |
Характеристика помещения |
Музей находится на первом этаже здания школы, общая площадь комнаты 15 м2 |
Разделы экспозиций |
|
|
|
|
|
|
|
Стенды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткая характеристика основного фонда музея |
Общий фонд музея составляет 150 наименований экспонатов. Из них более ценные: прялка, печка-буржуйка, похвальные грамоты, комсомольский билет, советские и немецкие каски. |